Андрогены могут обеспечивать увеличение выносливости, оказывая дополнительное непсихологическое воздействие, включая влияние на доступность энергии и кислородную емкость крови. Такие эффекты могут способствовать повышению спортивных показателей в таких видах спорта, как бег на длинные дистанции, а также велосипедный спорт. В ранних работах изучалось влияние употребления андрогенов на показатели в беге и плавании. В одной из таких статей, которая стала широко доступной благодаря публикации в журнале Science, сообщалось о том, что метандиенон (10 мг в день в течение 3 недель) повышает максимальное потребление кислорода на 15 %, что было достоверно выше по сравнению с показателями лиц из неслепой контрольной группы (Johnson, O’Shea, 1969). С использованием того же режима употребления метаидиенона не удалось добиться повышения показателей в плавании по сравнению с контрольной группой (O’Shea, 1970). Та же ситуация наблюдалась и в случае применения оксандролона (10 мг в день в течение 6 недель) (O’Shea, Winkler, 1970). Затем была предпринята попытка воспроизвести результаты первоначального эксперимента, опубликованные в Science, — оценивали аэробную работоспособность после аналогичного режима применения метандиенона (10 мг в день в течение 3 недель) или станазолола (6 мг в день в течение 3 недель) в сочетании с выполнением программы тренировки бегунов, однако никаких изменений максимального потребления кислорода или времени пробега одной мили обнаружено не было (Johnson et al., 1972). Джонсон выдвинул предположение, что различия в полученных результатах можно объяснить вызванным андрогенами увеличением силы мышц ног, которое могло привести к специфическому улучшению результатов в тесте на велоэргометре, использованном в первоначальной работе, а не к реальному повышению аэробной работоспособности. После этого никаких сообщений о результатах изучения влияния андрогенов на аэробную работоспособность у человека больше не появлялось.
Существуют правдоподобные механизмы, объясняющие' положительное влияние андрогенов на аэробную выносливость. Андрогены стимулируют выработку красных кровяных клеток благодаря стимуляции синтеза и секреции эритропоэтина, прямой стимуляции гемопоэза в костном мозге и стимуляции включения ионов железа в красные кровяные клетки. Хотя применение андрогенов вызывает достоверное повышение гематокрита и уровня гемоглобина у пациентов, страдающих анемией (Neff et al., 1981), в ходе исследований эффектов приема больших доз андрогенов для дальнейшего увеличения этих показателей не наблюдали (Mauss et al., 1975; Alen 1985; Kiraly, 1988). В то же время у здоровых мужчин, применявших энантат тестостерона в количестве 200 мг в неделю в течение 16 недель, было обнаружено достоверное увеличение количества красных кровяных клеток и небольшое повышение гематокрита и гемоглобина (Palacios et al., 1983). У пациентов с гипогонадизмом при употреблении андрогенов сообщалось, хотя и достаточно редко, о случаях эритроцитоза, особенно у лиц старшего возраста. Кроме того, может происходить увеличение объема крови (Wilson, 1988), хотя подтверждения аналогичного явления у спортсменов не получено. Таким образом, непонятно, в какой мере андрогены стимулируют повышение гематологических параметров у здоровых мужчин, однако, если это происходит в действительности, то он и должны повышать показатели аэробной работоспособности. Внутривенное введение эритроцитов у здоровых мужчин может существенно повышать максимальное потребление кислорода (Muza et al., 1987; Sawka et al., 1987). Негативной стороной воздействия андрогенов является увеличение риска тромбоэмболических осложнений, например инсульта, особенно в условиях обезвоживания во время интенсивной двигательной активности (Sawka et al., 1996). Такая опасность сопоставима с риском, которому подвергают себя велосипедисты и другие спортсмены, которые принимают экзогенный эритропоэтин для повышения физической работоспособности (Adamson, Vapnek, 1991).
Влияние на сердечную мышцу и увеличение ударного объема теоретически также могут быть полезны спортсменам, от которых требуется значительная выносливость. Несмотря на то что у спортсменов силовых видов спорта было обнаружено влияние андрогенов на гипертрофию левого желудочка (например, McKillop et al., 1986), этот эффект не изучался у спортсменов, занимающихся видами спорта, требующими выносливости, где употребление стероидных препаратов не столь распространено или более тщательно скрывается.
Остается выяснить, происходит ли под влиянием андрогенов усиление липолиза и увеличение доступности энергетических субстратов при регулярной двигательной активности аэробной направленности. В одном из немногих исследований, направленных на выяснение метаболических эффектов андрогенных стероидов, изучали выносливость и особенности метаболизма у крыс с повышенным уровнем андрогенов во время бега на тредмиле продолжительностью 7 ч, однако заметного влияния тестостерона, кроме некоторого сохранения запасов гликогена, не обнаружено. Другие метаболические эффекты могут быть опосредованы через другие гормоны, такие, как ИФР-1 (Hobbs et al., 1993). Тестостерон вызывает повышение уровня ИФР-1 в крови, тогда как нандролон, который не способен образовывать некоторых метаболитов, в частности эстрогенов, никак не влияет на его уровень. Это свидетельствует о существовании отличий в биологической активности различных синтетических анаболических стероидов, которые определяются отличиями в чувствительности к рецепторам самих этих соединений, а также их метаболитов. Андрогены влияют на утилизацию глюкозы у здоровых мужчин (300 мг в неделю энантата тестостерона или деканоата нандролона) и обход инсулиновых механизмов регуляции (Hobbs et al., 1996).
Другие гормональные реакции на занятия двигательной активностью, в частности резкое повышение содержания соматотропного гормона в крови, которое происходит под влиянием режима тренировочных занятий тяжелоатлетов (увеличение количества повторений и уменьшение продолжительности интервалов отдыха) по сравнению с режимом тренировок культуристов (большая нагрузка и более продолжительные интервалы для отдыха) (Kraemer et al., 1991), также могут объяснить некоторые эффекты, которые в настоящее время приписывают анаболическим стероидам. Соматотропный гормон реагирует на срочные изменения метаболизма и, подобно тестостерону, специфически стимулирует синтез белков в мышцах и отложение минеральных веществ в костной ткани, а также стимулирует секрецию ИФР-1 (Hindmarsh et al., 1997; Lee et al., 1997). Все эти взаимодействия очень важно понимать при проведении дальнейших исследований, направленных на разработку систематического подхода к научно обоснованному питанию и методике физической тренировки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий