четверг, 27 октября 2016 г.

Гидроксиметилбутират / HMB

Гидроксиметилбутират, или HMB (от англ. beta-hydroxy beta-methylbutyric acid), не является топовым продуктом на рынке спортивного питания. Более того, думаю, не погрешу против истины, если предположу, что многие спортсмены силовых видов спорта с ним даже не знакомы. Данная пищевая добавка не входит в список препаратов, рекомендованных Олимпийским комитетом России. Но хотя популярность НМВ гораздо меньше, чем у протеина, аминокислот, ВСАА, креатина и других лидеров спортпита, мы считаем данный продукт весьма интересным и перспективным.

На рынке спортивного питания НМВ появился в 1995 году. Рекомендовался он как биокорректор питания, минимизирующий повреждения в мышечных волокнах, увеличивающий жировой обмен, усиливающий деятельность митохондрий и иммунокомпетентных клеток.

Ученые считают (S. Nissen, 1994–1997), что НМВ является промежуточным продуктом распада лейцина. Эта аминокислота с разветвленными цепочками является незаменимой, то есть не может синтезироваться в человеческом организме. Лейцин – основной и наиболее значимый компонент ВСАА – всем известного комплекса из трех аминокислот с разветвленными боковыми цепочками: лейцина, изолейцина и валина. Большинство специалистов полагают, что основной эффект ВСАА обусловлен именно действием лейцина. Множество исследований доказали разноплановую эффективность приема одного лейцина, чего не было доказано про валин и изолейцин. Ряд производителей спортивного питания выпускают его отдельно либо повышают его концентрацию в комплексе ВСАА (вместо классических 2–1–1 поднимают до 4–1–1 и даже до 8–1–1).
Лейцин преобразуется в нашем теле сначала в неустойчивую молекулу KIC (alfa-ketoisocaproate acid), а затем в НМВ. Только 3–4 % лейцина превращается в теле человека в НМВ, поэтому для получения физиологически значимой дозы НМВ (1–3 г/день) необходимо съесть 2–3 кг мяса.

Особенно много НМВ в рыбе, однако нельзя есть килограммами рыбу каждый день. Поэтому для спортсменов очень важно использовать в питании пищевые добавки, которые в концентрированном виде позволяют вводить с пищей необходимое количество биокорректоров.
В настоящее время механизм действия НМВ неясен, однако S. Nissen полагает, что он участвует в образовании холестерина. Холестерин – важная составляющая при строительстве мембран клетки и ее органелл. Активное строительство мембран с использованием холестерина может приводить к снижению в крови концентрации холестерина и липопротеинов низкой плотности (ЛПНП) (из них при распаде образуются холестерин и аминокислоты). ЛПНП при распаде в фибропластах артерий (клетки стенок сосудов) образуют холестерин, который может накапливаться и в конечном итоге приводить к атеросклерозу. Следовательно, НМВ снижает концентрацию ЛПНП в крови, уменьшает вероятность заболевания атеросклерозом. Если принять к сведению концепцию о роли НМВ в строительстве мембран клеток, в том числе митохондрий и лизосом, то можно ожидать роста силы мышц (вместе с миофибриллами должны разрастаться мембраны саркоплазматического ретикулума), повышения аэробных возможностей (мембраны митохондрий становятся менее зависимыми от больших концентраций ионов водорода), снижения скорости катаболизма белков (упрочение мембран лизосом – пищеварительного аппарата клеток, снижает скорость выхода ферментов, разрушающих белки в саркоплазму).

Эти теоретические предположения получают экспериментальное подтверждение.
В исследованиях на животных и людях было показано, что НМВ может уменьшать разрушение мышечного протеина и способствовать росту силы и размера мышц. Например, S. Nissen et al. (1996) изучал 41 культуриста, которые были разделены на три группы с приемом 0, 1,5 и 3 г/день НМВ. Дополнительно испытуемые были разделены на тех, кто получал с пищей 117 г белка в день и 175 г/день. Тренировочная программа включала упражнения с тяжестями три раза в неделю по 3,5 часа. Эксперимент длился три недели. Результат этого эксперимента показал, что НМВ работает. В группе, не принимавшей НМВ, тощая масса тела выросла на 0,4 кг; во второй группе, с потреблением 0,8 г/день, прибавка составила 1,3 кг; в третьей группе – 1,3 кг (НМВ = 3 г/кг). Сила выросла в первой группе на 8 %, во второй – на 13 % (1,5 г НМВ/день), в третьей – на 18 % (3 г НМВ/день).

В ходе исследования было показано, что в крови у лиц, принимавших НМВ, существенно снижается концентрация веществ, которые появляются при разрушении внутренних структур клеток. Такие вещества называются маркерами катаболизма (3-метилгистедин, креатинкиназа, лактатдегидрогеназа и др.).

Рост силы и скорости бега на 13 % был обнаружен у игроков в американский футбол (A. Almada et al., 1997), которые принимали НМВ (3 г/день) и креатин моногидрат и выполняли по 5 часов в неделю силовую работу и 3 часа в неделю спринтерские упражнения в течение 28 дней.
В исследовании M. D. Vukovich, G. D. Adams восемь велосипедистов по две недели принимали разные препараты: НМВ 3 г/день, или лейцин 3 г/день, или плацебо 3 г/день. В начале и в конце каждого периода проводились обследования. Измеряли МПК и максимум накопления лактата в крови. При приеме НМВ наблюдалось увеличение МПК на 0,18 л/мин, в остальных случаях различия были недостоверны. Изменение концентрации лактата было статистически неразличимо.

Прием НМВ, как компонента для строительства мембран органелл клетки, мог ускорять пластические процессы в клетках. Повторное тестирование испытуемых экспериментальной группы позволило установить следующее. Статистически достоверных изменений (р > 0,05) не наблюдалось ни по одному из зарегистрированных показателей. Однако если вспомнить, что без приема биокорректоров наблюдалось снижение функциональных возможностей организма, то можно говорить о несомненной пользе приема креатина и НМВ. Эти данные подтверждаются результатами статистического анализа. Однофакторный дисперсионный анализ для несвязанных выборок показал, что между контрольной группой (плацебо) и экспериментальной (Кр + НМВ) были обнаружены достоверные различия по показателям потребления кислорода на уровне АэП и ЧСС при потреблении кислорода 2 л/мин. Результаты эксперимента подтвердили наши предположения. Креатин и НМВ могут даже при минимальной дозировке устранять негативный эффект больших тренировочных нагрузок. Можно предположить, что креатин и НМВ, проникая в мышечные клетки, замедляют процесс катаболизма митохондрий и миофибрилл и ускоряют процесс их синтеза вследствие действия креатина на ДНК, а НМВ – на синтез мембран клеток. Теоретический анализ процессов, развитие которых обеспечивают биокорректоры, показал, что можно разработать комплекс биокорректоров для использования в тренировочном процессе футболистов. Основу такого комплекса должны составлять цитрат натрия и антиоксиданты как прямые участники окислительного фосфорилирования. Креатин и НМВ используются как дополнительные компоненты, стимулирующие синтез миофибрилл.

Достаточно большой опыт применения НМВ накоплен сотрудниками научной лаборатории «Информационные технологии в спорте» во главе с профессором В. Н. Селуяновым. По его мнению, основное действие НМВ заключается в воздействии на мембраны, которые становятся более прочными и меньше повреждаются от воздействия ионов водорода и пероксидов. Поэтому его прием рекомендуется при работе на увеличение митохондриальной массы. Об этом мы подробно писали на страницах нашего журнала в статье «Выносливость». Если силовой тренинг построен грамотно, без сильного закисления мышц, то НМВ не даст положительных результатов для роста мышечной массы. А вот если спортсмен перетренировывается на фоне избыточного количества ионов водорода, то прием НМВ позволит избежать разрушения клеточных структур за счет более прочных митохондрий. К сожалению, многие тренеры, особенно в командных видах спорта, перетренировывают спортсменов, и в результате таких тренировок выживают и показывают результат только генетически одаренные спортсмены с большим процентом ОМВ. Многолетний опыт наблюдения за спортсменами различных видов спорта, тестирующихся в нашей лаборатории, показал, что НМВ эффективен именно для спортсменов, которые перетренировываются.

Подытоживая вышесказанное, мы можем рекомендовать прием данной спортивной пищевой добавки в видах спорта, связанных с выносливостью, таких как единоборства, кроссфит, гиревой спорт, многоповторные жимы и т. д. В бодибилдинге есть смысл принимать НМВ только любителям тренировок, приводящих к избыточному закислению мышц. Хотя сейчас таких большинство, и прогресс у них возможен только благодаря мегадозам анаболических стероидов.

ЖУРНАЛ «ЖЕЛЕЗНЫЙ МИР» № 08/2015

Комментариев нет:

Отправить комментарий