среда, 14 сентября 2016 г.

Можно ли стать умнее благодаря таблеткам



Ноотропы были придуманы, чтобы помочь людям с синдромом дефицита внимания и болезнью Паркинсона. Но сейчас их всё чаще используют студенты, чтобы успешно сдавать экзамены. Look At Me разбирается в новом фармацевтическом тренде.

Средства, расширяющие сознание, долгое время было принято использовать для того, чтобы «отключиться». Но современный капитализм ввёл в моду новые, «умные» вещества. Они, наоборот, помогают «подключаться» к реальности: проработать сутки без остановки в офисе и провести десять часов в библиотеке, ни разу не зевнув.

Как появились ноотропы

Пирацетам, первый ноотроп в мире, был изобретён румынским химиком Корнелиу Джурджиа в 1964 году. Препарат повышал способность к обучению и планированию, улучшал концентрацию, пространственное восприятие и при этом не должен был вызывать зависимость. Через 8 лет Джурджиа предложил называть все средства подобного рода «ноотропами» (с греческого это слово можно перевести примерно как «ворочаю разумом»). Учёный прославился ещё и другим своим высказыванием: «Человек не собирается сидеть сложа руки и ждать, пока эволюция подарит ему улучшенные мозги». Скорее всего, Джурджиа имел в виду, что людям не стоит мириться с существованием атеросклероза и болезни Паркинсона, для противодействия которым и был создан пирацетам. Но 50 лет спустя в его словах видятся новые смыслы.

Примерно в одно время с деятельностью Джурджиа проводились эксперименты с психотропными средствами в американской армии. Например, в ходе этих опытов проверяли, смогут ли солдаты, принимавшие наркотики, стать более устойчивыми к пыткам. Никаких прикладных результатов испытания не дали, но изрядно пошатнули психику военных. Впоследствии с участниками эксперимента ещё долго работали волонтёры — одним из них был Кен Кизи. И во многом именно этот опыт вдохновил его на написание романа «Пролетая над гнездом кукушки».

Зачем ноотропы понадобились студентам

Профессор нейропсихологии в Кембридже Барбара Сахакян вспоминает, как она впервые узнала о том, что психотропные вещества, изучением которых она долгое время занималась, используются не совсем по назначению. Однажды Сахакян прилетела на профильную конференцию во Флориде и пожаловалась на джет-лег одному из своих коллег. Он протянул ей таблетки и спросил: «Не хотите выпить моего модафинила?» Сахакян несколько смутило его предложение, и во время кофе-брейка она стала в шутку спрашивать, принимают ли другие её коллеги подобные вещества. К её удивлению, среди ответов были все возможные варианты: в том числе аддералл и риталин.

Во многих странах у ноотропов не очень понятный легальный статус. Модафинил и пирацетам в Великобритании нельзя купить без рецепта, но можно ввозить для личного пользования. Поэтому большинство пользователей просто заказывают их по интернету. В России запрёщен свободный оборот большинства популярных на Западе ноотропов.

Лёгкость, с которой многие начинают принимать такие средства, связана
с принципиальной медикаментацией общества

В Америке статистические исследования показали, что наибольший процент студентов, употребляющих ноотропы, приходится на престижные университеты северо-востока. Хорошие результаты там ценятся больше и обещают больше возможностей карьерного роста — а как следствие, повышается психологическое давление на студентов, которые должны быть самыми лучшими.

Барбара Сахакян говорит, что лёгкость, с которой многие начинают принимать такие средства, связана с принципиальной медикаментацией общества. Даже в студенческом возрасте многим уже прописывают долгосрочные медикаменты, и добавить к этому списку ещё одно вещество не кажется странной идеей.

Безусловно, популярность ноотропов связана с обещанием того, что с их помощью человек станет намного эффективней в работе и учёбе, а не с эмоциональной сферой. Как показало исследование, принимать медикаменты, чтобы стать добрее, решились бы только 9 % опрошенных.

За и против ноотропов

Среди побочных действий ноотропов чаще всего называют нарушение пищеварительных процессов. Но гораздо важнее то, что пока ещё нет исследований о долгосрочном действии ноотропов. А значит, каждый, кто принимает эти средства, делает это на свой страх и риск. И пока невозможно опереться на научное мнение, большинство аргументов за и против ноотропов построены на этике.

Противники употребления ноотропов указывают на то, что это своего рода допинг, а допинг — это нечестно. Некоторые преподаватели даже выступают за введение ноотроп-контроля перед экзаменами. Впрочем, в большинстве учебных заведений по-прежнему делают вид, что ничего не замечают. И пока непонятно, какого масштаба должна достигнуть ситуация, чтобы что-то изменилось.

Сторонники этих веществ проводят другую параллель. Они отсылают к пластической хирургии: когда-то эта практика тоже воспринималась негативно, но со временем общество научилось её принимать. Возможно, что-то похожее произойдёт в будущем и с отношением к ноотропам как к противодействию тому, что наш мозг не идеален.

Есть и экономические аргументы. С помощью относительно дешёвых ноотропов работодатели могут оптимизировать своих сотрудников до состояния интеллектуальных роботов. Как известно, основная добродетель в капиталистической системе — эффективность. Чтобы не сойти с дистанции, скоро всем придётся переходить на медикаменты. И, может быть, это действительно значит, что «пора менять общество, а не наши мозги».

Источник: www.lookatme.ru/mag/how-to/inspiration-howitworks/212..

Комментариев нет:

Отправить комментарий