понедельник, 14 марта 2016 г.

О роли травмы головы в формировании самодурства

 

Один из самых весомых вкладов в историю Англии внес, безусловно, Генрих VIII (1491-1547). Конечно же, весомость этого вклада буквальная: к концу жизни окружность талии монарха дошла до 137 сантиметров и последние годы он не мог ходить сам, его возили на тележке. Тем не менее, монарх и сам по себе оставил значительный след. Чего стоит пьеса Шекспира «Генрих VIII» или создание англиканской церкви из-за того, что папа не хотел аннулировать первый брак короля. Прославился он и своими шестью жёнами. В Британии в школе до сих пор учат последовательность "развёлся — казнил — умерла, развёлся — казнил — пережила», чтобы запомнить, что с какой из его жён стало.

Представляет собой интерес и психологически портрет монарха – ведь начав, как умный, деятельный, интеллигентный и талантливый правитель, он начал превращаться в зрелости (до старости он не дожил) в тирана, палача, социопата и крайне жестокого человека.



Генрих VIII. Портрет работы Ганса Гольбейна Младшего

Ученые из Йельского университета представили первый в истории медицины полный неврологический анализ истории болезни личности Генриха и пришли к выводу, что корень зла — в черепно-мозговых травмах, полученных во время рыцарских турниров. Статья с исследованием опубликована в Journal of Clinical Neuroscience. Любопытно, что в официальном релизе Йельского университета травмы Генриха сравнивают с травмами, которые получают звезды спорта в американском футболе, нынче не уступающем по популярности средневековым рыцарским турнирам.



Генрих VIII в год вступления на престол (1509)


По словам исследователей, черепно-мозговые травмы, помимо изменений личности, объясняют и другие расстройства, которыми страдал Генрих VIII в последние 10 лет своей жизни: проблемы с памятью, беспричинный гнев, головную боль, бессонницу и импотенцию.

«Интересно, что вся современная история Европы изменилась из-за одного удара по голове»,

— восклицает Араш Салардини, поведенческий невролог в Йельской клинике памяти и первый автор исследования, намекая на появление на религиозной сцене англиканской церкви и конфликт Британии с папой.


Известны три серьёзные травмы, которые получал Генрих на турнирах. В 1524 году копье прошло сквозь зрительную щель его рыцарского шлема. Год спустя его выбили из седла. Однако предполагают, что решающей стала травма января 1536 года, когда на него упал его собственный конь, заставив потерять сознание на два часа. Именно в 1536 году поведение монарха резко изменилось, хотя, возможно, первые изменения наступили раньше.



Рыцарские доспехи Генриха VIII. 1544 год. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Авторы исследования указывают, что полный анализ данных позволяет отбросить версию, что поведенческие изменения вызваны метаболическим синдромом и ожирением, которые, конечно, присутствовали у монарха, но, скорее всего, стали последствием изменений в психике — ведь тогда Генрих изменил и режим своего питания.

Надо отметить и еще один факт: королям по имени Генрих как-то отчаянно не везло на рыцарских турнирах. Через 12 лет после смерти Генриха VIII Английского, его французский коллега, Генрих II устроил трёхдневный рыцарский турнир в честь свадьбы дочери. Поединок, осколки копья попадают сквозь забрало в глаз — и даже великий Андрей Везалий ничего не могут сделать. Король умер через несколько дней. 

Написано соавторами блога для портала "Нейротехнологии.РФ" (http://www.neurotechnologies.ru/article_news?id=269)

Комментариев нет:

Отправить комментарий