Длительные служебные командировки в горячие точки, повседневная служба требуют от военнослужащих и определенной психологической подготовки. Например, военнослужащему необходимо знать приемы психологической диагностики и коррекции стрессовых состояний, учитывая тот факт, что у него не всегда имеется возможность обратиться за помощью в психологическую службу.
Все существующие сегодня методики управления стрессом направлены на снятие последствий воздействия стресса, по мере сил снижать вероятность возникновения в будущем посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Как правило, эти методики требуют значительного объема времени, отличаются малой эффективностью, часто требуют привлечения профессионального психолога и создания особых условий для их реализации.
Сегодня необходимы методики по профилактике стрессовых состояний, по подготовке центральной нервной системы на физиологическом уровне к воздействию различных стрессоров. Такие методики должны быть легки в овладении, высокоэффективны и практичны. Легче не допустить разрушительного действия стресса, чем потом бороться с его последствиями. Не зря стресс называют «тихим убийцей». Несколько лет назад, исходя из результатов проведения иракской кампании, Пентагон выделил более 100 млн. долларов на разработку программы именно профилактики стрессовых состояний.
С целью снижения воздействия предстоящей стрессовой ситуации, можно рекомендовать специальные дыхательные упражнения. Они направлены на повышение содержания углекислого газа в крови с целью расширения кровеносных сосудов и увеличения кровообращения головного мозга. Для этого выполняется быстрый вдох через нос, задержка дыхания и медленный, порционный, выдох через рот. Также увеличивает кровоток и поочередное вдыхание ноздрями с задержкой выдоха и последующим выдохом через рот. Кроме того, длительная задержка дыхания вызывает значительное возбуждение дыхательного центра, а это, в свою очередь, усиливает в коре головного мозга процесс торможения. Именно данным обстоятельством и объясняется целесообразность использования дыхательных упражнений для снижения уровня психической напряженности.
Стресс является результатом того, что происходит в мозге, а не того, что творится в окружающей среде. Любой стресс всегда является и физиологическим, и гормональным, и психологическим. Поэтому в антистрессовой профилактике необходимо обращать внимание именно на состояние головного мозга. При стрессе как минимум одна половина мозга блокируется. Значит, в жизненно экстремальных ситуациях, зачастую опасных для жизни, мы не способны принимать обдуманные решения. Сниженная активность левого логического полушария мозга и активизированная эмоциональность правого полушария могут привести к негативному психологическому состоянию, вплоть до возникновения различных фобий. Поэтому возникает необходимость оперативно выровнять активность полушарий мозга, сделать мозг полностью работоспособным. При этом надо отметить, что важная роль взаимосвязи обоих полушарий проявляется у человека с полностью работоспособным мозгом (с развитым мозолистым телом и межнейронными связями полушарий мозга) в том, что удваиваются системы жизнеобеспечения, эффективно начинает работать интуиция, возрастает скорость и адекватность реагирования на любые внешние и внутренние раздражители, в несколько раз возрастает устойчивость к интоксикации за счет активизации гематоэнцефалического барьера.
Существуют специальные упражнения, направленные на активизацию взаимодействия полушарий головного мозга и на развитие их межнейронных связей. При этом активируется деятельность гормональной системы с выбросом таких опиатов, как эндорфины и серотонин. Именно комплекс таких упражнений и является эффективным средством профилактики стрессовых состояний на физиологическом уровне. Мозг получает настолько мощное чувство удовольствия от этих упражнений, что, пытаясь его сохранить, как бы блокирует всю негативную информацию, которая способна его нарушить. При этом вся поступающая информация воспринимается и обрабатывается в полном объеме.
Упражнения основаны на принципе, что, активизируя одну половину тела, мы активизируем одно полушарие мозга, а активизируя синхронно все тело, мы тем самым активизируем оба полушария мозга. В упражнениях загружаются те части тела, которые имеют наибольшие проекции в головном мозге (пальцы и кисти рук, пальцы ног и стопы, губы). Например, при активизации пальцев и кисти правой руки, в зависимости от типа упражнений, активизируется 25% и больше поверхности коры головного мозга. Надо учитывать, что имеется так называемое «перекрытие зон», когда нейроны одной проекционной зоны активно «сотрудничают» с нейронами другой проекционной зоны (например, зон обоняния и зрения, моторики и логического мышления). Такое физиологическое перекрытие может достигать 43%.
В упражнениях также учитывается то, что выполнение сложного движения возможно только при участии огромного количества нейронов на всех этажах центральной нервной системы — лобных, теменных, затылочных, височных долях полушарий, ствола мозга и т. д. Чем сложнее новое движение, чем сознательнее оно выполняется, тем большее влияние на мозговые функции оказывает. При выполнении комплекса упражнений изменятся волновая активность мозга, возникает физиологическое состояние как после длительного сеанса медитации.
Комплекс упражнений с загрузкой проекционных и ассоциативных зон мозга желательно, по возможности, первый месяц выполнять ежедневно. Это идеальный вариант с наибольшей эффективностью. Именно за этот период возникают и начинают работать новые межнейронные связи. В дальнейшем будет достаточно выполнять комплекс один раз в неделю в течение одного часа или по мере необходимости. Дело в том, что вызванное упражнениями положительное физиологическое состояние мозга сохраняется длительное время (до недели и больше). Допускается выполнять одно или несколько упражнений для получения нужного эффекта. Например, можно просто сложить ладони минут на 10–15, что не только выравнивает активность полушарий мозга, но и нормализует кислотно-щелочной баланс организма. Прикладывая пальцы рук ко лбу, например, мы тем самым увеличиваем кровоток и тепло в передней части мозга и останавливаем классическую стрессовую реакцию (отток крови из зоны сложного мышления передней части мозга в задние центры выживания). Эффективно и простое поглаживание теплыми ладонями головы в течение 3–10 минут.
Одним из принципов, заложенных в систему упражнений, является то, что чем больше биологически целесообразна координация движений, тем легче и точнее она выполняется, а чем больше координация противоречит биологически сложившимся согласованиям, тем она труднее. Первоначально все упражнения разучиваются и выполняются с открытыми глазами, а в дальнейшем с закрытыми, что увеличивает эффективность упражнений. Не обязательно делать все упражнения сразу. В дальнейшем также можно сократить количество упражнений при сохранении результата от их выполнения. Продолжительность занятий — 30–60 минут. Каждое упражнение выполнять 10–15 раз.
Комплекс упражнений
Положение — сидя.
1. «Кулак-ребро-ладонь». Ладонь лежит на столе, пальцы прямые; сжать ладонь в кулак, поставить ладонь на ребро и выпрямить пальцы; ладонь на столе, пальцы прямые; сжать ладонь в кулак и т. д. Сначала это сделать каждой ладонью отдельно, потом двумя руками одновременно. Усложняем: начинает правая рука, через одно движение подключаем левую руку, т. е. получаем асинхронные движения.
2. «Ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончики носа, а правой рукой — за левое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот.
3. На правой руке соедините в кольцо большой палец и указательный палец, затем большой палец — средний палец, большой палец — безымянный палец, большой палец — мизинец. На правой руке соедините большой палец — мизинец, затем большой палец — безымянный палец, большой палец — средний палец, большой палец — указательный палец. Пальцы соединяем синхронно, с небольшим нажимом. Постепенно ускоряем ритм и меняем положение рук в пространстве.
4. Одновременно и синхронно двумя руками пишем в воздухе алфавит, цифры, восьмерки. Амплитуда в диапазоне «голова — бедра».
5. Пишем в воздухе одновременно двумя руками разные буквы и цифры. Например, левая рука пишет «0», а правая — «1»; левая — «1», правая — «2» и т. д. Выполнить от «0» до «9».
6. Пишем в воздухе двумя руками и одновременно разные цифры или буквы и при этом быстро ими обмениваемся. Например, правая рука пишет «1», а левая пишет «3», сразу же за этим правая рука пишет «3», а левая «1». Повторить несколько раз.
7. Одновременно поджимаем пальцы левой ноги и сжимаем пальцы правой руки в кулак, при этом делаем резкое движение нижней челюстью и губами в сторону; затем поджимаем пальцы правой ноги, сжимаем в кулак пальцы левой руки и делаем резкое движение нижней челюстью и губами в другую сторону. Делать 2–3 минуты, постепенно ускоряя темп.
8. Левая рука ладонью на животе. Указательный палец правой руки горизонтально лежит на верхней губе, а средний палец руки находится горизонтально на нижней губе. Рот приоткрыт. Растираем верхнюю губу возвратно-поступательными движениями. Поменять руки. Делать по 2–3 минуты.
9. Указательный палец правой руки на верхней губе, средний палец руки — на нижней губе. Энергично растираем губы, при этом сжимаем-разжимаем пальцы левой руки в кулак и поджимаем-растопыриваем пальцы ног. Поменять руки. Делать по 2–3 минуты.
10. Руки вытянуты в стороны на уровне груди, кулаки сжаты. Вращать кулаки одновременно в одну сторону, другую, в разные.
11. Соединить перед грудью кончики пальцев обеих рук. Не разъединяя контактов пальцев, сводим и разводим ладони, нажимая в местах контактов пальцев. Одновременно поджимаем и разжимаем пальцы ног.
12. Вытянуть руки и ноги перед собой. Делаем синхронные скрещивающие движения руками и ногами.
Положение — стоя.
1. Стоя делаем круговые движения или рисуем в воздухе восьмерки левой рукой, а правой рукой пишем в воздухе алфавит, цифры. Поменять руки. Повторить несколько раз.
2. Предварительно разучиваем 4 движения для правой руки: в сторону, вверх, в сторону, вниз. Повторить несколько раз. Затем разучиваем 5 движений для левой руки: вперед, в сторону, вверх, вперед, вниз. Повторить несколько раз. Теперь делаем эти движения одновременно, каждые для своей руки. Делать в течение 2–3 минут.
3. Различные перекрестные движения. Например, правым локтем коснуться поднятого левого колена, затем левым локтем коснуться правого колена. В момент касания поджимать пальцы стоп и сжимать пальцы рук в кулаки.
4. Называя по порядку буквы алфавита, одновременно делайте следующее:
Ал — Бп — Во — Гл — Дп – Ео – Ел — Жп — Зо — Ил…
где: л — поднимите левую руку вверх и согните правую ногу в колене;
п — поднимите правую руку вверх и согните левую ногу в колене;
0 — поднимите вверх обе руки и встаньте на цыпочки.
Движения можно изменять на любые, главное – сохранить их разнообразие. Можно делать это упражнение в положении сидя, поднимая или напрягая только пальцы рук и ног.
5. Перенесите вес тела на правую ногу, левой ногой делайте круговые движения, а правой рукой напишите в воздухе свое имя, фамилию, алфавит или цифры по порядку. Левой рукой можно придерживаться. Поменяйте руку и ногу. Повторить упражнение несколько раз.
6. Для правого полушария мозга на счет «1–2 3–4–5–6–7» медленно и равномерно поднимается левая нога, согнутая в колене. Когда бедро достигнет горизонтального уровня, правой ладонью нажимать на левое колено сверху, в три этапа:
1-й: легкое усилие ладонью на колено сверху — 7 секунд,
2-й: сильное усилие — 7 секунд,
3-й: опустить ногу в исходное положение — 7 секунд.
Рука нажимает чуть выше колена. Левой рукой можно на что-то опираться или отставить ее в сторону и согнуть в локте. Спина прямая. Повторить 6–8 раз.
Для тренировки левого полушария используется правая нога и левая рука. Повторить то же 6–8 раз.
7. Ходьба на месте, глаза закрыты. Одновременно руками рисуем восьмерки или делаем руками круги перед грудью (руки вытянуты вперед, раскрытые ладони направлены вперед, пальцы вверх). Меняем направления круговых движений руками. Делать 1–2 минуты.
8. Стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, кулаки сжаты. Сделать вдох. На выдохе приседаем, колени отводим в стороны, а пятки отрываются от пола и почти касаются друг друга. Одновременно с приседанием делаем два толчковых движения вперед открытыми ладонями (пальцы вверх). Спина прямая.
9. Встать прямо, развести руки в стороны на уровне плеч, ладонями вниз. Не меняя положения рук и переступая ногами, медленно вращайтесь, стараясь делать как можно более полные развороты.
10. Руки вытянуть вперед, глаза закрыть. Шагать на месте и одновременно руками делать движения, как будто вкручиваете лампочку. Сменить положение рук: вверх, в стороны.
11. Руки вытянуть вперед перед грудью ладонями вниз. Шаг правой ногой в сторону, левую ногу скрестить с правой ногой, поставив ее сзади, одновременно скрестить вытянутые руки перед грудью, левая рука сверху. Вернуться в исходное положение и повторить в другую сторону.
При возможности выполняются дополнительные упражнения, которые не требуют специально выделенного времени для занятий:
1. «Зеркальное рисование». Возьмите в каждую руку по карандашу или фломастеру. На листе начинаем одновременно двумя руками писать буквы, цифры, делать одинаковые рисунки. Это упражнение можно усложнить: левой рукой пишем «0», а правой рукой «1», затем левой рукой «1», а правой — «2» и т. д.
2. Возьмите в каждую руку по карандашу или авторучке. Соедините их кончики в одной точке на листе. Начните писать с одной точки одно слово одновременно, левой рукой — слева–направо, а правой — справа–налево. Пусть первоначально это будут короткие слова.
3. Возьмите в каждую руку по карандашу или авторучке и два листа бумаги. Одновременно начинайте писать двумя руками какой-нибудь текст, например, ранее выученное стихотворение. Правая рука пишет слева направо, а левая рука справа налево. Упражнение можно усложнить, когда правая рука будет писать справа налево, а левая рука — слева направо. Предварительно можно потренироваться и писать просто короткие слова по такой схеме.
4. Взять в каждую руку по карандашу или круглой палочке. Одновременно вращать пальцами карандаши в обеих руках, при этом стараться активно задействовать все пальцы. Вращать в одну сторону, другую, в разные стороны.
5. Попробуйте на листе бумаги одновременно написать ваше имя левой рукой, а фамилию — правой. Затем наоборот.
При выполнении упражнений необходимо соблюдать ряд правил.
1. Упражнения не выполняются при плохом самочувствии, болезни, при приеме медицинских препаратов и спиртных напитков и иных искусственных стимуляторов (кофеин, никотин и пр.).
2. Не выполнять упражнения при ощущениях боли!
3. До и после выполнения упражнений не принимать никаких искусственных стимуляторов (алкоголь, никотин, кофеин) в течение 2–3 часов. В противном случае возникает сильная головная боль.
4. Упражнения (весь комплекс или частично) выполняются не менее чем за 2–3 часа до сна. Учитывать полнолуние, когда увеличивается мозговое кровообращение.
5. Все нагрузки (количество повторов упражнений и количество дополнительно стимулируемых зон мозга) увеличиваются постепенно и с учетом хорошего самочувствия.
6. Загрузка дополнительных зон головного мозга при выполнении упражнений происходит постепенно:
а) при выполнении упражнений используем фоновую логическую музыку (в стиле барокко, желательно Моцарта) для активизации слуховой зоны мозга;
б) используем тонизирующие запахи для активизации зоны обоняния мозга (лимон, жасмин, розмарин);
в) в дальнейшем вводим другие дополнительные раздражители — вкусовой (например чернослив или курага), тактильный (например, при выполнении упражнений дополнительно перекатывать горошины или колючие шарики между большими и указательными пальцами);
9. Дополнительной нагрузкой является выполнение некоторых упражнений стоя на одной ноге на бруске высотой 10–15 см (глаза при этом закрыты);
10. При выполнении упражнений мощной дополнительной нагрузкой является загрузка лобных долей мозга (зоны сложного мышления) — параллельно с выполнением упражнений мысленно повторять таблицу умножения (умножать не только до 10, но и до 20, 30…), перемножать двузначные числа, повторять ранее выученные стихотворения и т. п.
Автор Александр Литвинов
Комментариев нет:
Отправить комментарий