Является ли правдой мнение некоторых ученых о том, что для понимания таких слов, как "удар" (в волейбольном смысле), мозг должен «умственно» воспроизвести последовательность двигательных импульсов, которые осуществляют это действие? По данным исследования, только что опубликованного в качестве главной статьи декабрьского номера журнала Brain Research, и проведенного с участием ученых из Международной школы повышения квалификации (SISSA) Триеста, высокоуровневый двигательный профессионализм объектов исследования (в данном случае игроков в волейбол, которые реагировали на команды выполнять специфичные для волейбола действия) модулировал вовлечение моторных зон головного мозга в понимание этих действий. Результат опыта является новшеством, которое бросает вызов некоторым современным гипотезам, делает теоретическую картину более комплексной.
Согласно теориям воплощенного познания, концептуальные представления трактуются на основе сенсорного и моторного опыта головного мозга, и, когда нам нужно осмыслить или узнать какое-либо понятие, по-видимому, наш мозг подсознательно будет имитировать этот опыт. На практике, чтобы понять слово "пить", наш мозг косвенно активирует двигательные процессы, участвующие в питье. Но так ли это работает на самом деле? «Согласно нашим исследованиям, вовлечение двигательной системы не так прямо или очевидно, а зависит от нескольких переменных: контекста, опыта и возможности или невозможности выполнения действий», - объясняет Барбара Томасино.
Томасино, бывший студент SISSA, на данный момент из университета E. Medea-La Nostra Famiglia в Сан-Вито-аль-Тальяменто, является первым автором этого исследования, которое было проведено совместно, в том числе, и с Рафаэллой Румиати, координатором аспирантуры в неврологии в SISSA.
Томасино, Румиати и коллеги использовали "профессиональные" объекты с двигательной точки зрения, а именно профессиональных волейболистов. "Идея использования профессиональных объектов интересна тем, что позволяет нам проследить, влияет ли уровень мастерства в чем- либо на характеристики и возможности разума. На самом деле, сторонники теорий воплощенного познания утверждают, что двигательное возбуждение присутствует всегда, и не должно быть различий", объясняет Румиати , различий, которые тем не менее обнаружены.
Объекты (две группы: волейболисты и неспортсмены) должны были про себя прочитать предложения, описывающие действия в формате команд. Сигналом, дающим начало условно-рефлекторной реакции должно было быть действие, которое могло быть как возможно: - "блокируйте" -, так и невозможно - "выполните защитный удар тыльной стороной предплечья в прыжке" в волейболе. Предложения могли быть как положительными: - "сделайте..." –, так и отрицательными: - "не делайте...". Ориентируясь на основы предыдущего поведенческого исследования научная группа предположила, что двигательная система активируется положительными, и не активируется отрицательными командами.
«В настоящем исследовании мы использовали функциональную магнитно-резонансную томографию для наблюдения за активностью мозга во время выполнения задания. В частности, мы провели мониторинг деятельности двигательных зон и изменений, которые происходят, когда они "общаются", или, точнее, функционально подключаются к познавательной сфере», - объясняет Румиати. «Одна из самых интересных вещей, которые мы обнаружили - это торможение двигательной активности у волейболистов в ответ на положительную, но невозможную команду».
Напротив, у неспортсменов двигательная активность имела неспецифический характер, без отличий, наблюдаемых у экспертов. «В целом это означает, что существует модулирующий эффект взаимодействия между возможным/невозможным сигналом и положительной или отрицательной командой», - комментирует Томасино. «Это как если бы опыт игроков в волейбол вызывал бы своего рода элементарные двигательные действия, которые влияют на то, как они выполняют задачу», - сказала Румиати. «Элементарные действия, которые, наоборот, отсутствуют у неспециалистов. Это говорит о том, что предположение теории воплощенного познания о том, что вмешательство двигательной системы постоянно, не всегда верно, и модулируется контекстными факторами, такими как опыт человека».
18 Фев 2014 г.
Источник
- How are the motor system activity and functional connectivity between the cognitive and sensorimotor systems modulated by athletic expertise? Brain Res. 2013, vol.1540, pp.21-41.
Комментариев нет:
Отправить комментарий