воскресенье, 12 января 2014 г.

"Разгон" мозга

 

Приближается сезон экзаменов и сессий. Существуют ли действенные и, главное, безопасные способы улучшить работу мозга и активизировать память?
ЭКСПЕРТЫ:
Константин Анохин,
доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН и РАМН, заведующий лабораторией нейробиологии памяти Института нормальной физиологии РАМН;
Марьяна Безруких,
доктор биологических наук, профессор, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования.


«ВИАГРА ДЛЯ МОЗГА»
Нет школьника или студента, который не мечтал бы о волшебных таблетках, которые помогут выучить все за последнюю ночь. Да и многие родители не видят ничего плохого в том, чтобы во время экзаменов давать ребенку препараты, улучшающие работу мозга. Такие средства делятся на три группы.

Стимуляторы (производные амфетаминов и некоторые другие). По результатам крупного международного опроса, 20% студентов хотя бы раз использовали их во время подготовки к экзаменам. Они далеко не безобидны: могут вызвать сердечно-сосудистые осложнения, судороги, галлюцинации. В России стимуляторы запрещены.
Ноотропы – препараты для улучшения умственной деятельности. Изначально они разрабатывались для лечения болезни Альцгеймера, нарушений мозгового кровообращения, синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ). Однако все больше людей рассматривают их в первую очередь как «виагру для мозга».
Сегодня ведется активный поиск препаратов, которые могли быть направленно стимулировать память. Определенные успехи есть: в последние годы российские ученые предложили три новых вещества, обладающих мягким когнитивным эффектом. Но... «Одна из основных проблем ноотропов в том, что механизм их действия на мозг до конца еще не понятен, – говорит Константин Анохин. – Сегодня всерьез обсуждается риск развития психической зависимости от них. Мозг может начать требовать вещество, при котором чувствовал себя на подъеме. Особенно опасно это для детей и подростков».
В любом случае ноотропы – не одноразовая «скорая помощь» накануне экзамена. Эффект накапливается не сразу, и принимать препарат нужно не от случая к случаю, а курсом (во время которого, кстати, возможны неприятные побочные эффекты -– раздражительность, перепады настроения…). Курс же подбирается врачом индивидуально, в зависимости от цели. А такой цели, как «выучить все за одни сутки, весь семестр отдыхая в свое удовольствие» в медицине (пока) не существует.
НОЧЬ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ
Вечером накануне экзамена физиологи советуют отдыхать. Конечно, не гулять до утра на дискотеке – но расслабиться, встретиться с друзьями, а главное, как следует выспаться. Это очень важно: именно во время сна происходит закрепление информации в памяти и перевод ее из кратковременного в долговременное хранение. Активированные за день нервные окончания ночью перестраиваются, растут и укрепляются, а с ними укрепляется и память. Вот почему бессонные ночи перед экзаменами бесполезны, а то и вредны. Планируя мозговой штурм, знайте: помимо времени на освоение информации вам потребуется ночь на ее «созревание».

БАДы. Кофеин, растительные препараты, регуляторы обмена веществ, аминокислоты... Большинство таких пищевых добавок достаточно безвредны, но и малоэффективны. Самые популярные – гинкго билоба, гуарана, элеутерококк и корень женьшеня. Эффект первого точно не доказан; остальные три, по данным исследований, оказывают ноотропное и когнитивное действие, однако специалисты настроены скептически. «С БАДами надо быть еще осторожнее, чем с медицинскими препаратами, – говорит Марьяна Безруких. – Они не проходят клиническую экспертизу, и мы не знаем, какой эффект они могут дать».

ДИЕТА ВУНДЕРКИНДОВ

Статьи под заголовками «Диета для ума» можно найти даже в женских журналах. И действительно, работа мозга во многом зависит от того, что мы едим.
•    Жиры. Мозг на 60% состоит из них, поэтому им нужно уделять особое внимание. Никаких строгих диет! Особенно важны жирные кислоты омега-3 (ALA, EPA и DHA). Их много в рыбе, особенно в лососевых, семенах льна, креветках, киви, орехах. Суточная доза жирных кислот омега-3 – от 300 до 1000 мг.
•    Другой важный компонент – белки. Из творога, сыра, мяса, рыбы, яиц мы получаем триптофан и тирозин – важнейшие аминокислоты, необходимые мозгу. Без них наша способность запоминать приблизится к нулю. Кроме того, гарантированы нарушения нормальной работы мозга, перепады настроения, быстрая утомляемость.
•    Важный показатель – количество антиоксидантов в пище. Напряженная умственная деятельность требует высокого метаболизма в клетках мозга, а в результате образуются свободные радикалы. Рекомендуется ежедневно набирать как минимум 3000–6000 единиц антиоксидантной активности (ORAC – Oxygen Radical Absorbance Capacity). Сделать это нетрудно: всего 80–100 г свежей черники, ежевики, малины, клубники или 50 г клюквы или черной смородины.
•    Витамины группы В влияют на передачу нервных импульсов. Их особенно много в натуральных мясных и молочных продуктах, есть и множество витаминных комплексов и БАДов с ними.
•    Для работы мозга важны два фосфолипида – лецитин и холин. Их много в яйцах и печенке; холин есть также в бобовых, капусте, шпинате, сое. Как советует Медицинский институт Национальной академии наук США, холина следует употреблять не меньше 425–550 мг/день.
ПОВТОРЯТЬ!
У нашей памяти есть свойство: созданные ассоциации самопроизвольно разрушаются примерно через 40–60 минут, если их не закрепить повторением. Точно доказано: чтобы запомнить как следует, нужно повторять с достаточно большими интервалами. Вот алгоритм, который позволит задержать в голове максимум знаний.
Если надо запомнить текст:
* первый раз мысленно повторите новую информацию сразу после запоминания;
* второй раз – через 15–20 минут;
* третий – через 6–8 часов (обязательно в тот же день);
* четвертый – на следующий день.
Если надо запомнить точную информацию (например, формулы):
* второе повторение – через 40–60 минут;
* третье – через 3–4 часа (в день запоминания);
* четвертое – в течение следующего дня.

•    Пожалуй, самый важный нутриент для умственной деятельности – глюкоза, то есть сахар. У мозга практически нет запасов энергии; глюкоза – главное его «топливо», и он потребляет ее со скоростью 100 мг в минуту, или 6 г в час.
Школьники, которые не завтракают, хуже учатся: недостаток сахара в крови снижает умственную активность.

Вывод из этого перечня довольно парадоксальный. «Никакой специальной еды для мозга или диеты вундеркиндов не существует, – утверждает Марьяна Безруких. – Просто питание должно быть здоровым, рациональным и сбалансированным всегда, а не только во время экзаменов. Родители должны следить, чтобы ребенок получал достаточно витаминов и минеральных веществ, ел зеленые салаты, фрукты, пил натуральные соки. И, конечно, не переходил во время сессии на перекусы из бутербродов: в этот период совершенно ни к чему дополнительный стресс от нерационального питания».
КАК ВЫСТРОИТЬ ГРАФИК ПОДГОТОВКИ 
Выше головы прыгнуть невозможно: свои ограничения есть и у нашей памяти, и у организма в целом. И их обязательно надо учесть в режиме подготовки.
Серьезная умственная нагрузка для подростка и взрослого возможна в течение 40–45 минут. После этого необходим 10–15-минутный перерыв. Конечно, не для того, чтобы закрыть книгу и включить компьютер. Перерыв – время смены деятельности, физических упражнений, релаксации. Полезно сделать упражнения для глаз. Можно прилечь, расслабиться, свободно подышать, поставить спокойную любимую музыку…
Не обязательно обеспечивать абсолютную тишину во время занятий. «Некоторым детям и взрослым тихо бубнящий радиоприемник или негромкая музыка даже помогают сосредоточиться, – замечает Марьяна Безруких. – Ведь именно так, при фоновом шуме, мы привыкаем работать в школе. Поэтому совет родителям: не запрещайте ребенку заниматься под радио, телевизор, музыку, если ему так легче. Лишь бы звук был не очень громкий и не очень ритмичный».
После 3–4 циклов интенсивной работы по 45 минут обязательно нужно сделать перерыв подольше. Пообедать и… как минимум час–полтора погулять! «Сэкономить на прогулке – значит, украсть это время у самого себя, – говорит Марьяна Безруких. – Без нее вся дальнейшая учеба неэффективна».
Вернувшись, можно снова сесть заниматься – еще один 3–3,5-часовой блок с перерывами. После которого физиологи настоятельно рекомендуют… закончить. Теперь можно поужинать, снова погулять часок, а дальше – отдыхать. Конечно, желания не всегда совпадают с возможностями, и часто бывает нужен третий блок занятий. Но в любом случае закончить надо не позже полуночи. «После этого времени заниматься бесполезно, в голове ничего не останется», – утверждает Марьяна Безруких.
Запоминание информации, как любую работу, надо планировать. Если есть три дня и 120 вопросов к экзамену, то распределить подготовку надо равномерно. При этом учесть правило: второй день будет успешнее первого (ведь сначала надо «вработаться»), но последний день уже не так хорош, как второй (ближе к концу аврала неизбежен спад). Зная это, распределяем материал, не забывая оставить в последний день время на повторение.

КАК ЛУЧШЕ ЗАПОМИНАТЬ 
«Бессмысленно просто сидеть и читать учебник, – говорит Марьяна Безруких. – Нужно выделять главные мысли. Именно поэтому полезно делать шпаргалки: таким образом ученик составляет краткий конспект – выделяет для себя основные пункты».
ЧТО ЛЮБИТ НАША ПАМЯТЬ
Информация легче запоминается, если:
1) она интересна, спорна или неожиданна;
2) эмоционально окрашена;
3) наложена на уже имеющиеся знания;
4) подается в контексте (например, изучать зоологию проще и быстрее в музее зоологии, звезды – в планетарии, а не по учебнику);
5) запоминание происходит в процессе какого-то физического действия (при ходьбе или даже просто стоя запоминается лучше).

Чтобы запомнить, обязательно надо повторить изученное хотя бы раз. Причем перечитывать не весь материал, а выписки, конспекты – то есть результат своей осмысленной проработки.
Поможет и мнемотехника – набор приемов для запоминания информации с помощью ассоциаций и дробления на простые блоки. Например, запомнить номер телефона или код 19179111204495 довольно сложно. Но если разбить его на несколько групп – 1917-911-1204-495, будет уже легче. А если еще и привязать к каждой группе смысловую ассоциацию – например, 1917 – год Октябрьской революции, 911 – телефон службы спасения, 1204 – день и месяц первого полета в космос, 495 – код Москвы – то информация запомнится быстро и надолго.
«Эффективность запоминания увеличивается, если мы используем разные способы ее восприятия: читаем, рассказываем, слушаем в изложении других, рифмуем и напеваем на знакомый мотив, рисуем схему или пиктограмму… – говорит преподаватель мнемотехники Никита Петров. – Чем больше каналов восприятия задействовано, тем лучше».
Но, конечно, все эти методы действуют не в последнюю ночь перед экзаменом, а если взяться за подготовку всерьез и заранее. «Если вы или ваш ребенок хоть раз попробуете готовиться к экзамену, рационально распланировав время, качественно отдыхая, правильно питаясь, то сразу увидите преимущества. И никакие стимуляторы вам не понадобятся», – уверяет Марьяна Безруких. «Натуральные методы стимуляции – тренировка памяти, регулярные умственные нагрузки – дают не такой быстрый и заметный эффект, как медицинские препараты, но зато не наносят вреда», – соглашается Константин Анохин.

ВЫВОДЫ «ЗДОРОВЬЯ»

1. Быстрые способы улучшить работу мозга и стимулировать память небезопасны для здоровья и не всегда надежны. Медленные не вредят здоровью, но и не работают, как скорая помощь: начинать нужно заранее.
2. Если в процессе подготовки не соблюдать режим работы и отдыха, никакие чудодейственные препараты не помогут. Ночь перед экзаменом – время для сна, а не для последних попыток хоть что-то выучить.
3. Чтобы не тратить время и силы на бессмысленную зубрежку, нужно учиться работать с информацией: выделять основную мысль, использовать методы рационального запоминания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий