понедельник, 29 февраля 2016 г.

Тревога глазами художников

 

Многие творческие личности испытывают различные эмоциональные расстройства. Самым распространенным является тревога. В этой статье, иллюстрированной работами художников, вы найдете много полезной информации. 
22 декабря 2015 г.
Тревога - эмоциональное переживание дискомфорта от неопределенности перспективы. Тревога представляет собой комбинацию из нескольких эмоций - страха, печали, стыда и чувства вины (рис. 1). Эволюционное значение тревоги заключается в мобилизации организ­ма для быстрого изменения поведе­ния в стрессовых ситуациях. При этом именно «нормальная» (адаптив­ная) тревога помогает адаптировать­ся к различным неблагоприятным ситуациям. Она проявляется в виде напряженности, сомнений и непри­ятных предчувствий (рис. 2). Данный вид тревоги рассматривается как пре­ходящее состояние, которое серьезно не нарушает «качество жизни» чело­века и его деятельность. Возникновение «патологичес­кой» тревоги определяется внутрен­ними (как физиологическими, так и психологическими) причинами, хотя может провоцироваться внешними обстоятельствами. Патологическая тревога не связана с реальной угро­зой и неадекватна значимости си­туации. Она существенно наруша­ет «качество жизни» человека и его адаптивные возможности (рис. 3). Тревожные расстройства выявляются у 10-20% населения в за­висимости от метода оценки. При этом дебют тревоги связан с воз­растом моложе 40 лет.
Патогенез тревожных расстройств
Возникновение системного регуляторного дисбаланса различ­ных нейромедиаторов на самых разных уровнях структурно­функциональной организации;
  • в формировании отмеченного дисбаланса ключевое место зани­мает ГАМК-ергическая система (ГАМК - основной тормозной медиатор в ЦНС) ;
  • структурно-функциональные изменения мембран нейронов опре­деляют снижение связывания ГАМК с ГАМК-рецепторами и, со­ответственно, ослабление тормозных процессов в мозге. Клинические проявления патологической тревоги разнообразны, проявляются как психическими, так и соматическими симптомами.
Наиболее часто среди психических симптомов встречаются беспокой­ство по мелочам, раздражительность и нетерпеливость, ощущение на­пряженности, скованность, неспо­собность расслабиться, ощущение взвинченности или пребывания на грани срыва, невозможность скон­центрироваться, ухудшение памяти, трудности засыпания и нарушения ночного сна. Известный норвежский худож­ник Эдвард Мунк, страдавший тре­вожными расстройствами, писал: «С момента моего рождения анге­лы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом. Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя, не в аду ли я?» Главная тема творчества Эдварда Мунка - внутренний мир, полный боли и потерь (рис. 4).
Соматические симптомы тре­воги проявляются в виде учащен­ного сердцебиения, приливов жара или холода, потливости, ощущения «кома» в горле, чувства нехватки воздуха, боли в груди, головокруже­ния и предобморочного состояния, тремора, мышечных подергиваний, напряжения и боли в мышцах, уча­щенного мочеиспускания, снижения либидо, импотенции и пр. (рис. 5).
Согласно МКБ-10 тревожные расстройства разделяют следую­щим образом:
  • тревожно-фобические расстройства (F40) ;
  • другие тревожные расстройства (F41) ;
  • обсессивно-компульсивное расстройство (F42) ;
  • реакции на тяжелый стресс и нарушения адаптации (F43).
Тревожно-фобические расстройства - группа расстройств, в которой тревога вызывается исключительно (или преимуществен­но) определенными ситуациями (или объектами), которые в данный момент не являются опасными (рис. 6). Различными видами фобий (простыми и комплексными) страдают 11, 5% населения.
Простые фобии (встречаются в 5-12% случаев) характеризуются страхом перед каким-либо опреде­ленным предметом, ситуацией или видом деятельности (например, боязнь темноты, грозы, вида кро­ви и т. д. ). Они обычно появляют­ся в детстве и, если остаются не- леченными, могут сохраняться длительное время. Так, известный художник Сальвадор Дали боялся кузнечиков. В детстве его свер­стники, зная это, издевались над мальчиком, подбрасывая ему насе­комых. Дали писал: «Если б я был на краю пропасти и кузнечик прыг­нул мне в лицо, я предпочел бы бро- ситься в бездну, чем вынести эти прикосновения». О том, насколько глубоко кузнечик забрался в под­сознание художника, можно судить по некоторым его работам (рис. 7).
Комплексные фобии (социофо­бия, агорафобия) состоят из множе­ства различных страхов. Социофо­бия (страдает 3-5% населения) часто начинается в подростковом возрасте и проявляется страхом испытывать внимание со стороны окружающих в сравнительно малых группах лю­дей, что приводит к избеганию об­щественных ситуаций (например, публичных выступлений, встреч с противоположным полом и т. д. ). Со­циофобия обычно сочетается с за­ниженной самооценкой и боязнью критики.
Генерализованное тревожное расстройство (или постоянная тревога) проявляется неоправданным беспокойством по самым раз­личным поводам. При этом тревога формируется независимо от конкретного жизненного события, т. е. она является «нефиксирован­ной». Распространенность постоянной тревоги в общей популяции составляет 5-7%. Кардинальной отличительной чертой пациентов с генерализованным тревожным расстройством является то, что они абсолютно не могут переносить неопределенность.
Всегда интересно наблюдать за тем, как художники отобра­жают окружающий мир через призму собственного восприятия. Швейцарский художник Энди Дензлер по-своему видит все, что происходит вокруг. И мир этот кажется каким-то призрачным, размытым - точно отражение в воде, которое вот-вот исчезнет, потому что подул ветер, и по воде пошла рябь. Все это создает ощущение неуверенности и тревоги (рис. 8).
Паническое расстройство - повторные приступы тяжелой тре­воги (паники), которые не ограничиваются определенной ситуацией (или обстоятельствами). Регулярные приступы такого рода отмеча­ются у 0, 6-2, 7% всего населения. Наиболее часто данный вид трево­ги наблюдается в возрасте 25-44 лет.
Типичная паническая атака характеризуется пароксизмальным чувством страха или тревоги и/или состоянием внутреннего напря­жения в сочетании с 4 и более следующих симптомов (рис. 9):
  • пульсация, сильное сердцебиение;
  • повышенное потоотделение;
  • озноб, тремор;
  • ощущение нехватки воздуха, одышка;
  • боль или дискомфорт в левой половине грудной клетки;
  • тошнота или абдоминальный дискомфорт;
  • головокружение, предобморочное состояние;
  • ощущение дереализации, деперсонализации;
  • страх потерять контроль над собой или «сойти с ума»;
  • страх смерти;
  • ощущение онемения или покалывания в конечностях;
  • ощущение прохождения по телу волн жара или холода.
Паническая атака развивается быстро, ее симптомы достигают максимальной интенсивности в течение 5-10 минут и обычно также быстро исчезают. Длительность приступа составляет 10-30 минут.
Интересно, что используя различную художественную технику, Эдварт Мунк написал четыре варианта картины под названием «Крик» (рис. 9). Одна из четырех работ художника была продана в 2012 году на торгах Sotheby's в Нью-Йорке за 119, 992 млн долларов. Цена за картину устано­вила абсолютный мировой рекорд для реализованных на аукционе про­изведений искусства. Эдвард Мунк сам объяснил, как родился замысел этой картины. «Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво- красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы».
В межприступном периоде у больных развиваются перманент­ные психовегетативные нарушения (чаще всего имитирующие патологию сердца (сердцебиение, «боли в сердце» и др. ), что за­ставляет больных делать повторные исследования (многократные записи ЭКГ) ). В таких случаях развивается ипохондрический син­дром, основным признаком которого является озабоченность воз­можностью заболеть несколькими или одним более тяжелым и про­грессирующим соматическим расстройством.
Обсессивно-компульсивное расстройство - синдром, вклю­чающий в себя навязчивые мысли (обсессии) и повторяющиеся действия (компульсии). Распространенность в общей популяции со­ставляет 1-3%. Навязчивые мысли - это тягостные, постоянно повторяющиеся идеи, которые больной не в состоянии сам подавить. Чаще всего они имеют неприятное содержание (наиболее типичен страх загрязне­ния). Компульсивные действия (ритуалы) - повторные стереотипные поступки, выполняемые больным в ответ на навязчивую идею. Так, при страхе загрязнения наиболее частыми ритуальными действиями являются многократное мытье рук. Такое поведение приносит вре­менное облегчение, но не освобождает от навязчивых мыслей на­долго. Навязчивые мысли или поступки могут отнимать так много времени и быть столь тягостными, что человеку становится трудно вести нормальную жизнь. От всего этого могут страдать семейная и социальная жизнь больного, а также выполняемая им работа.
Многие известные люди страдали данным расстройством, в том числе известный физик Никола Тесла. Он панически боялся вирусов, вследствие чего опасался дотрагиваться до других людей или поверх­ностей. Тесла очень часто мыл руки. Прислуга удивлялась тому, что он ежедневно требовал по восемнадцать свежих полотенец.
Посттравматическое стрессовое расстройство - это состоя­ние, которое возникает как отставленная и/или затяжная реакция на стрессовое событие исключительно угрожающего или катастрофи­ческого характера (природные катастрофы, серьезные несчастные случаи, террористические акты и т. п. ) (рис. 10). Встречается среди людей в 7-8% случаев.
Под впечатлением картины Брюллова (рис. 10) А. С. Пушкин пишет сти­хотворение о гибели Помпеи:
«Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон».
Посттравматическое стрессо­вое расстройство характеризует­ся тремя группами симптомов:
  • постоянное переживание пси­хотравмирующего события;
  • стремление избежать стиму­лов, напоминающих о пси­хологической травме;
  • повышенная вегетатив­ная активация, в том числе усиленная реакция испуга (стартл-рефлекс).
Классическим проявлением данного состояния являются вне­запные болезненные погружения в прошлое, когда пациент вновь и вновь переживает так, как будто это случилось только сейчас («флэшбэки»).

Фотогалерея

Комментариев нет:

Отправить комментарий